В связи с увеличением количества транспортных средств на дорогах профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из важных задач в обеспечении безопасности дорожного движения. Ещё в детском саду ребенок должен усвоить основные правила поведения на дороге, позволяющие сохранить жизнь и здоровье. В этом возрасте у ребенка еще нет достаточного опыта передвижения по улицам города, он плохо ориентируется в пространстве и не испытывает чувство страха, поэтому нужно как можно раньше начать подготовку ко встрече с улицей, сформировать у него привычки безопасного поведения на дорогах. Обучение детей ПДД рекомендовано проводить, начиная с младшей группы, закрепляя полученные знания во всех видах детской деятельности с помощью оборудования по ПДД в ДОУ.
1. Игровой метод. Основной формой обучения дошкольников безусловно является игра, в процессе которой у ребенка развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, расширяется опыт социального взаимодействия. Детские игры – это не просто развлечение, это выражение своего отношения и понимания окружающего мира. Игры, направленные на обучение детей ПДД формируют представления об элементах дороги, знаках дорожного движения, основных сигналах светофора, правилах поведения на дороге. Игры могут быть настольные, подвижные, сюжетно-ролевые, интеллектуальные, компьютерные.
2. Наглядный метод. Для лучшего усвоения материала применяется пространственное моделирование. При помощи конструктора или мозаики можно смоделировать дорогу, переезд, перекресток, а при помощи игрушек создать различные ситуации, которые могут возникнуть. Также интересным для ребенка будет театрализованное представление по правилам дорожного движения, в котором можно обыграть следующие аспекты: ребенок-пешеход, ребенок-пассажир, ребенок-водитель детского транспорта (самокат, велосипед, электромобиль и т.д.).
3. Словесный метод. Это может быть составление словесного описания к рассказам, стихам, картинкам и дидактическим карточкам, разучивание стихотворений, чтение литературы, беседы и дискуссии по различным темам, связанным с поведением на дорогах.
4. Практический метод. В основе метода лежит использование детских работ (рисунки, поделки) для оформления тематических выставок, конкурсов, уголка ПДД, создание проектов. Детям старших групп можно проводить тематические экскурсии и квесты.
5. Развивающая среда. Набирает популярность метод с применением интерактивных технологий, это могут специальные обучающие игры, упражнения и задания, мультимедийные презентации, мультфильмы, видеоролики. Сенсорный экран с технологией мультитач позволяет проводить групповые занятия, повышающие соревновательный интерес у детей.
6. Взаимодействие с родителями. В детском возрасте родители являются примером для подражания, только они на личном примере могут привить детям культуру безопасного поведения. Задача воспитателя максимально использовать авторитет семьи, разнообразить формы работы с родителями, повышающие их личную ответственность за безопасность своих детей.